beylikdüzü escort seks hikayesi beylikdüzü escort beylikdüzü escort antalya escort beylikdüzü escort esenyurt escort avcılar escort istanbul escort antayla escort beykent escort beylikdüzü escort beylikdüzü escort beylikdüzü escort beylikdüzü escort mersin escort porno seyret porno seyret betvoy betvoy betvoy vbet vbet bahix Идеи русского космизма в творчестве А. Н. Скрябина — Ученые записки РАМ имени Гнесиных

Идеи русского космизма в творчестве А. Н. Скрябина

Научная статья
УДК 785.11
DOI: 10.56620/2227-9997-2025-2-33-47

Даниил Игоревич Топилин

Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва, Россия,
d.i.topilin@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-3266-4947

Аннотация: В статье рассматривается феномен русского космизма в отечественной музыкальной культуре, прочерчиваются различные линии его проявления. Представлен крупный исторический период: от зарождения первых космических концепций русских философов и ученых в последней трети XIX века вплоть до второй половины XX века. За гранью исследовательского повествования остались историко-культурные истоки космизма. Научная новизна исследования заключена в подходе к изучению роли и значения космизма в музыкальной культуре. В опоре на мысли Ю. Н. Холопова о новой тональности и ее функционировании в XX веке автор статьи подчеркивает необычайную ресурсность скрябинской композиторской техники. Эволюция гармонического мышления А. Н. Скрябина приводит к Девятой сонате как знаковому сочинению, обозначившему принципиально новый этап в истории гармонических стилей XX века. Помимо гармонии исследовательское внимание охватывает и другие параметры скрябинского музыкального языка, понимаемые в свете идей русского космизма.

Ключевые слова: А. Н. Скрябин, русский космизм, славянский космос, православный космос, скрябинский космос, футуристический космос, надрелигиозный космос, крестьянско-православный космос

Для цитирования: Топилин Д. И. Идеи русского космизма в творчестве А. Н. Скрябина // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2025. № 2. С. 33–47. DOI: 10.56620/2227-9997-2025-2-33-47

Список источников

  1. Семенова С. Г. Русский космизм // Русский космизм: антология философской мысли / Сост. С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой. — Москва: Педагогика-Пресс, 1993. — С. 3–33.
  2. Космизм русский // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. — Москва: Наука, 1995. — С. 274–282.
  3. Савельева И. П. Идеи космизма в музыкальной культуре Серебряного века. — Нижневартовск: Издательство Нижневартовского гуманитарного университета, 2009. — 127 с.
  4. Топилин Д. И. Русский космизм в музыкальной культуре рубежа XIX–XX вв.: специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»: диссертация кандидата искусствоведения. — Москва, 2019. — 172 c.
  5. Скрынникова О. А. Славянский космос в операх Н. А. Римского-Корсакова. — Воронеж: Воронежский государственный институт искусств, 2016. — 160 с.
  6. Бахтин М. М. Ответ на вопрос редакции «Нового мира» // Литературно-критические статьи. — Москва: Художественная литература, 1986. — C. 501–508.
  7. Бердяев Н. А. Русская идея. Санкт-Петербург: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. — 320 с.
  8. Серебрякова Л. А. В поисках обретаемого смысла. Русская музыка в движении времени. — Москва: Аграф, 2017. — 560 с.
  9. Корабельникова Л. З. Творчество С. И. Танеева: Историко-стилистическое исследование. — Москва: Музыка, 1986. — 296 с.
  10. Топилин Д. И. Сергей Иванович Танеев. «Надрелигиозный» космизм // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. — 2022. — № 2 (41). — С. 38–48.
  11. Кандинский А. И. Симфонизм Рахманинова и его поэма «Колокола» // Советская музыка. — 1973. — № 6. — С. 88–98.
  12. Кандинский А. И. Симфонизм Рахманинова и его поэма «Колокола» // Советская музыка. — 1973. — № 7. — С. 86–98.
  13. Топилин Д. И. Симфоническое творчество С. В. Рахманинова: проблема стиля // Стиль Рахманинова. К 150-летию со дня рождения: коллективная монография. — Москва: Анта Пресс, 2023. — С. 277–302.
  14. Асафьев Б. В. Русская музыка XIX и начала XX века. — Ленинград: Музыка, 1979. — 344 с.
  15. Топилин Д. И. Александр Николаевич Скрябин. Элитарный композитор // Музыка. Искусство, наука, практика. — 2022. — № 4 (40). — С. 52–61.
  16. Циолковский К. Э. Монизм Вселенной // Космическая философия. — Москва: ИДЛИ, 2004. — С. 27–59.
  17. Холопов Ю. Н. Введение в музыкальную форму. — Москва: Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 2006. — 432 с.
  18. Дернова В. П. Гармония Скрябина. — Ленинград: Музыка, 1968. — 124 с.
  19. Рубцова В. В. Александр Николаевич Скрябин. — Москва: Музыка, 1989. — 447 с.
  20. Косякин Е. А. Логические основы тонально-гармонической системы позднего творчества Скрябина: специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»: диссертация кандидата искусствоведения. — Москва, 1995. — 287 с.
  21. Акопян Л. О. Путь к плероме: гармонический язык позднего Скрябина // Ученые записки. Выпуск 9. Книга 1. — Москва: Мемориальный музей А. Н. Скрябина, 2018. — С. 17–45.
  22. Холопов Ю. Н. Недостающее звено в теории новой тональности: от Скрябина — далее везде [Электронный ресурс]. — URLhttps://www.studionewmusic.ru/centre/education/studioeducation/kholopov20030419 (дата обращения: 25.02.2025).
  23. Римская-Корсакова Н. Н. Н. А. Римский-Корсаков и А. Н. Скрябин // Советская музыка. — 1950. — № 5 (138). — С. 67–69.
  24. Месхишвили Э. П. Фортепианные сонаты Скрябина. — Москва: Советский композитор, 1981. — 272 с.
  25. Топилин Д. И. «Поэма экстаза» А. Н. Скрябина: концепция симфонии-поэмы // Opera musicologica. — 2023. — Том 15. — № 4. — С. 42–61.
  26. Протопопов В. В. Полифония А. Н. Скрябина // История полифонии. Выпуск 5: Полифония в русской музыке XVII — начала XX в. — Москва: Музыка, 1987. — С. 272–285.

 

Вам может также понравиться...