«Жизнь за царя» vs «Гугеноты»: европейская опера в поисках новых форм (к 220-летию М. И. Глинки)

Научная статья
УДК 78.4
DOI: 10.56620/2227-9997-2024-3-42-64

Алла Германовна Коробова

Уральская государственная консерватория
имени М. П. Мусоргского, Екатеринбург, Россия,
2011korobova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3115-4099

Аннотация: «Жизнь за царя» Глинки и «Гугеноты» Мейербера — два выдающихся образца мировой оперы, которые появились в один год, 1836. Вместе с тем каждое из этих произведений стало «иконой» для породившей его культуры: «Жизнь за царя» — первая русская классическая опера, «Гугеноты» — французская «большая опера». В статье акцент сделан на сочинении Глинки, которое рассматривается в контексте оперного искусства своего времени и его поисков новых путей развития.

Для решения поставленной задачи используется метод сравнительного сопоставления оперы Глинки с мейерберовской ровесницей, сходной по жанру, сфокусировавшей в себе основные достижения европейской оперной композиции на том этапе, но также и определенные проблемы. Основные параметры сравнения: интерпретация самого жанра историко-героической оперы, авторский вариант музыкально-интонационной драматургии и средства его воплощения, трактовка оперной формы и новации в этой области.

Исследование дает обоснование общему выводу о том, что первая опера Глинки, не уступающая западным произведениям по уровню профессионального мастерства, исторически стала достижением не только российского, но и в целом европейского оперного театра, явившись одним из плодотворных решений проблем оперного жанра (свои решения в дальнейшем дали Вагнер, Мусоргский, Верди, Дебюсси и другие). В конце статьи затронут вопрос об основных тенденциях исследования избранных опер, его масштабах — в том числе на сегодняшнем этапе

Ключевые слова: М. И. Глинка, «Жизнь за царя», Дж. Мейербер, «Гугеноты», опера, музыкальная драматургия, оперные формы

Для цитирования: Коробова А. Г. «Жизнь за царя» vs «Гугеноты»: европейская опера в поисках новых форм (к 220-летию М. И. Глинки) // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2024. № 3. С. 42–64. DOI: 10.56620/2227-9997-2024-3-42-64

Список источников

  1. Глинка М. И. Записки / Подг. А. С. Розанов. — Москва: Музыка, 1988. — 222 с.
  2. Шеринг А. История музыки в таблицах: пер. с нем. С. Гинзбурга / под ред. Игоря Глебова. — Ленинград: Academia, 1924. — 155 с.
  3. Жесткова О. В. Французская большая опера как художественно-эстетическое и социально-политическое явление (1820–1830-е годы): специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»: диссертация на соискание степени доктора искусствоведения. — Московская гос. консерватория имени П. И. Чайковского, 2017. — 700 с.
  4. Давыдова М. А Джакомо Мейербер. Его жизнь и музыкальная деятельность: Биогр. очерк. — СПб.: Тип. и хромолит. А. Траншель, 1892. — 77 с. — (Жизнь замечательных людей). — URL: http://az.lib.ru/d/dawydowa_m_a/text_1892_meyerbeer.shtml (дата обращения: 28.06.2024).
  5. Рубинштейн А. Г. Музыка и её представители. — СПб.: Союз художников, 2005. — 160 с.
  6. Гейне Г. О французской сцене: Очерк / пер. А. Фёдорова // Генрих Гейне. Собрание сочинений в десяти томах. — Том 7. — Ленинград: Гос. изд-во худ. литературы, 1958. — С. 235–306. — URL: https://imwerden.de/pdf/heine_sobranie_sochineny_v_10_tomakh_tom07_1958__ocr.pdf (дата обращения: 28.06.2024).
  7. Неф К. История западно-европейской музыки: Перераб. и доп. пер. с фр. Б. В. Асафьева (Игоря Глебова). 2-е изд. — Mосква: Музгиз, I938. — 304 с.
  8. Jacobshagen Arnold, Jahrmärker Manuela Meyerbeer // Die Musik in Geschichte und Gegenwart: allgemeine Enzyklopädie der Musik; 21 Bände in zwei Teilen / begr. Von Friedrich Blume. — 2., neubearb. Ausg. / hrsg. von Ludwig Finscher. — Kassel; Basel; London; New York; Prag: Bärenreiter; Stuttgart; Weimar: Metzler. Nebent.: MGG, Personenteil 12 (Mer — Pai). — 2004. — S. 130–153.
  9. Соллертинский И. И. Джакомо Мейербер // Исторические этюды / вступ. ст. Д. Д. Шостакович; ред.-сост. М. С. Друскин. 2-е изд. — Ленинград: Гос. муз. изд-во, 1963. — С. 113–133.
  10. Letellier Robert Ignatius. The Operas of Giacomo Meyerbeer. — Fairleigh Dickinson University Press, 2006. — 363 p.
  11. Гейне Г. Лютеция: Статьи о политике, искусстве и народной жизни // Г. Гейне. Собрание сочинений в 10 томах. — Том 8. — Л.: Гос. изд-во худ. литературы, 1958. — 392 с.
  12. Одоевский В. Ф. Письмо к любителю музыки об опере г. Глинки: Иван Сусанин // В. Ф. Одоевский. Музыкально-литературное наследие / общ. ред., вст. статья и прим. Г. Б. Бернандта. — Москва: Гос. муз. изд-во, 1956. — С. 118–119.
  13. Асафьев Б. В. М. И. Глинка. — Ленинград: Музыка, 1978. — 312 с.
  14. Одоевский В. Ф. Новая русская опера: Иван Сусанин // В. Ф. Одоевский. Музыкально-литературное наследие / общ. ред., вст. статья и прим. Г. Б. Бернандта. — Москва: Музгиз, 1956. — С. 126–130.
  15. Протопопов В. В. «Иван Сусанин» Глинки: Музыкально-теоретическое исследование / АН СССР, Институт истории искусств. — Москва: Издательство АН СССР, 1961. — 420 с.
  16. Глинка в воспоминаниях современников / Под общ. ред. А. А. Орловой. — Москва: Музгиз, 1955. — 432 с.
  17. Денисов А. В. Хорал “Ein feste Burg ist unser Gott” в «Гугенотах» Дж. Мейербера — парадоксы знаменитой темы // Opera musicologica. — 2023. — Т. 15. — № 3. — С. 108–121.
  18. Дальхаус К. Временные структуры в опере // Дальхаус К. Избранные труды по истории и тео­рии музыки / Сост., пер. с нем., послесл., коммент. С. Б. Наумовича. — СПб.: Изд-во имени Н. И. Новикова, 2019. — 420 с. —— С. 192–203. (Зарубежное музыковедение. Избранное).
  19. Гоголь Н. В. Петербургские записки 1836 года // Н. В. Гоголь Полное собрание сочинений [в 14 томах]. — Т. 8. Статьи. — Москва: Изд-во АН СССР, 1952. — С. 141–212.
  20. Серов А. Н. Опыты технической критики над музыкою М. И. Глинки: 1. Роль одного мотива в целой опере «Жизнь за царя» // Серов А. Н. Статьи о музыке: В семи выпусках. Вып. 4: 1859–1860 / Сост., ред. и комм. Вл. Протопопова. — Москва: Музыка, 1988. — 444 с. (Рус. классическая муз. критика). — С. 186–192.
  21. Серов А. Н. Воспоминания о Михаиле Ивановиче Глинке // Серов А. Н. Статьи о музыке: В семи вып. Вып. 4: 1859–1860 / Сост., ред., и комм. Вл. Протопопова. — Москва: Музыка, 1988. — (Рус. классическая муз. критика). — С. 312–352.
  22. Чайковский П. И. Дневники П. И. Чайковского [1873-1891] / Подготовлены к печати Ип.И. Чайковским; Предисл. С. Чемоданова; Прим. Н. Т. Жегина. — Москва; Петроград: Гос. изд-во. Муз. сектор, 1923. —XII, 294 с.
  23. Браун Л. Pezzo concertato в операх Чайковского // Музыка. Искусство, наука, практика. — 2015. — № 3 (11). — С. 45–48.
  24. Кириллина Л. В. Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX века. Часть 2: Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции. — Москва: Композитор, 2007. — 224 с.
  25. Логунова А. А. Mir ist so wunderbar: современное музыкознание о природе квартета-канона Бетховена (еще раз о взаимодействии оперных традиций в «Фиделио») // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. — 2022. — Т. 12. — Вып. 1. — C. 205–223.
  26. Нагин Р. А. Оперное творчество М. И. Глинки в контексте западноевропейского музыкального театра XVIII — первой половины XIX веков»: автореф. диссертации канд. иск. — Москва: РАМ имени Гнесиных, 2011. — 26 с.
  27. Brzoska, Matthias Meyerbeer // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. In the 29-volume second edition / ed. by Stanley Sadie and John Tyrrell. — New York: Grove, 2001. — URL: http://intoclassics.net/news/2016-01-14-31751 (дата обращения: 28.06.2024).

 

Читайте также: