beylikdüzü escort seks hikayesi beylikdüzü escort beylikdüzü escort antalya escort beylikdüzü escort esenyurt escort avcılar escort istanbul escort antayla escort beykent escort beylikdüzü escort beylikdüzü escort beylikdüzü escort beylikdüzü escort mersin escort porno seyret porno seyret betvoy betvoy betvoy vbet vbet bahix «Жизнь за царя» vs «Гугеноты»: европейская опера в поисках новых форм (к 220-летию М. И. Глинки) — Ученые записки РАМ имени Гнесиных

«Жизнь за царя» vs «Гугеноты»: европейская опера в поисках новых форм (к 220-летию М. И. Глинки)

Научная статья
УДК 78.4
DOI: 10.56620/2227-9997-2024-3-42-64

Алла Германовна Коробова

Уральская государственная консерватория
имени М. П. Мусоргского, Екатеринбург, Россия,
2011korobova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3115-4099

Аннотация: «Жизнь за царя» Глинки и «Гугеноты» Мейербера — два выдающихся образца мировой оперы, которые появились в один год, 1836. Вместе с тем каждое из этих произведений стало «иконой» для породившей его культуры: «Жизнь за царя» — первая русская классическая опера, «Гугеноты» — французская «большая опера». В статье акцент сделан на сочинении Глинки, которое рассматривается в контексте оперного искусства своего времени и его поисков новых путей развития.

Для решения поставленной задачи используется метод сравнительного сопоставления оперы Глинки с мейерберовской ровесницей, сходной по жанру, сфокусировавшей в себе основные достижения европейской оперной композиции на том этапе, но также и определенные проблемы. Основные параметры сравнения: интерпретация самого жанра историко-героической оперы, авторский вариант музыкально-интонационной драматургии и средства его воплощения, трактовка оперной формы и новации в этой области.

Исследование дает обоснование общему выводу о том, что первая опера Глинки, не уступающая западным произведениям по уровню профессионального мастерства, исторически стала достижением не только российского, но и в целом европейского оперного театра, явившись одним из плодотворных решений проблем оперного жанра (свои решения в дальнейшем дали Вагнер, Мусоргский, Верди, Дебюсси и другие). В конце статьи затронут вопрос об основных тенденциях исследования избранных опер, его масштабах — в том числе на сегодняшнем этапе

Ключевые слова: М. И. Глинка, «Жизнь за царя», Дж. Мейербер, «Гугеноты», опера, музыкальная драматургия, оперные формы

Для цитирования: Коробова А. Г. «Жизнь за царя» vs «Гугеноты»: европейская опера в поисках новых форм (к 220-летию М. И. Глинки) // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2024. № 3. С. 42–64. DOI: 10.56620/2227-9997-2024-3-42-64

Список источников

  1. Глинка М. И. Записки / Подг. А. С. Розанов. — Москва: Музыка, 1988. — 222 с.
  2. Шеринг А. История музыки в таблицах: пер. с нем. С. Гинзбурга / под ред. Игоря Глебова. — Ленинград: Academia, 1924. — 155 с.
  3. Жесткова О. В. Французская большая опера как художественно-эстетическое и социально-политическое явление (1820–1830-е годы): специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»: диссертация на соискание степени доктора искусствоведения. — Московская гос. консерватория имени П. И. Чайковского, 2017. — 700 с.
  4. Давыдова М. А Джакомо Мейербер. Его жизнь и музыкальная деятельность: Биогр. очерк. — СПб.: Тип. и хромолит. А. Траншель, 1892. — 77 с. — (Жизнь замечательных людей). — URL: http://az.lib.ru/d/dawydowa_m_a/text_1892_meyerbeer.shtml (дата обращения: 28.06.2024).
  5. Рубинштейн А. Г. Музыка и её представители. — СПб.: Союз художников, 2005. — 160 с.
  6. Гейне Г. О французской сцене: Очерк / пер. А. Фёдорова // Генрих Гейне. Собрание сочинений в десяти томах. — Том 7. — Ленинград: Гос. изд-во худ. литературы, 1958. — С. 235–306. — URL: https://imwerden.de/pdf/heine_sobranie_sochineny_v_10_tomakh_tom07_1958__ocr.pdf (дата обращения: 28.06.2024).
  7. Неф К. История западно-европейской музыки: Перераб. и доп. пер. с фр. Б. В. Асафьева (Игоря Глебова). 2-е изд. — Mосква: Музгиз, I938. — 304 с.
  8. Jacobshagen Arnold, Jahrmärker Manuela Meyerbeer // Die Musik in Geschichte und Gegenwart: allgemeine Enzyklopädie der Musik; 21 Bände in zwei Teilen / begr. Von Friedrich Blume. — 2., neubearb. Ausg. / hrsg. von Ludwig Finscher. — Kassel; Basel; London; New York; Prag: Bärenreiter; Stuttgart; Weimar: Metzler. Nebent.: MGG, Personenteil 12 (Mer — Pai). — 2004. — S. 130–153.
  9. Соллертинский И. И. Джакомо Мейербер // Исторические этюды / вступ. ст. Д. Д. Шостакович; ред.-сост. М. С. Друскин. 2-е изд. — Ленинград: Гос. муз. изд-во, 1963. — С. 113–133.
  10. Letellier Robert Ignatius. The Operas of Giacomo Meyerbeer. — Fairleigh Dickinson University Press, 2006. — 363 p.
  11. Гейне Г. Лютеция: Статьи о политике, искусстве и народной жизни // Г. Гейне. Собрание сочинений в 10 томах. — Том 8. — Л.: Гос. изд-во худ. литературы, 1958. — 392 с.
  12. Одоевский В. Ф. Письмо к любителю музыки об опере г. Глинки: Иван Сусанин // В. Ф. Одоевский. Музыкально-литературное наследие / общ. ред., вст. статья и прим. Г. Б. Бернандта. — Москва: Гос. муз. изд-во, 1956. — С. 118–119.
  13. Асафьев Б. В. М. И. Глинка. — Ленинград: Музыка, 1978. — 312 с.
  14. Одоевский В. Ф. Новая русская опера: Иван Сусанин // В. Ф. Одоевский. Музыкально-литературное наследие / общ. ред., вст. статья и прим. Г. Б. Бернандта. — Москва: Музгиз, 1956. — С. 126–130.
  15. Протопопов В. В. «Иван Сусанин» Глинки: Музыкально-теоретическое исследование / АН СССР, Институт истории искусств. — Москва: Издательство АН СССР, 1961. — 420 с.
  16. Глинка в воспоминаниях современников / Под общ. ред. А. А. Орловой. — Москва: Музгиз, 1955. — 432 с.
  17. Денисов А. В. Хорал “Ein feste Burg ist unser Gott” в «Гугенотах» Дж. Мейербера — парадоксы знаменитой темы // Opera musicologica. — 2023. — Т. 15. — № 3. — С. 108–121.
  18. Дальхаус К. Временные структуры в опере // Дальхаус К. Избранные труды по истории и тео­рии музыки / Сост., пер. с нем., послесл., коммент. С. Б. Наумовича. — СПб.: Изд-во имени Н. И. Новикова, 2019. — 420 с. —— С. 192–203. (Зарубежное музыковедение. Избранное).
  19. Гоголь Н. В. Петербургские записки 1836 года // Н. В. Гоголь Полное собрание сочинений [в 14 томах]. — Т. 8. Статьи. — Москва: Изд-во АН СССР, 1952. — С. 141–212.
  20. Серов А. Н. Опыты технической критики над музыкою М. И. Глинки: 1. Роль одного мотива в целой опере «Жизнь за царя» // Серов А. Н. Статьи о музыке: В семи выпусках. Вып. 4: 1859–1860 / Сост., ред. и комм. Вл. Протопопова. — Москва: Музыка, 1988. — 444 с. (Рус. классическая муз. критика). — С. 186–192.
  21. Серов А. Н. Воспоминания о Михаиле Ивановиче Глинке // Серов А. Н. Статьи о музыке: В семи вып. Вып. 4: 1859–1860 / Сост., ред., и комм. Вл. Протопопова. — Москва: Музыка, 1988. — (Рус. классическая муз. критика). — С. 312–352.
  22. Чайковский П. И. Дневники П. И. Чайковского [1873-1891] / Подготовлены к печати Ип.И. Чайковским; Предисл. С. Чемоданова; Прим. Н. Т. Жегина. — Москва; Петроград: Гос. изд-во. Муз. сектор, 1923. —XII, 294 с.
  23. Браун Л. Pezzo concertato в операх Чайковского // Музыка. Искусство, наука, практика. — 2015. — № 3 (11). — С. 45–48.
  24. Кириллина Л. В. Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX века. Часть 2: Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции. — Москва: Композитор, 2007. — 224 с.
  25. Логунова А. А. Mir ist so wunderbar: современное музыкознание о природе квартета-канона Бетховена (еще раз о взаимодействии оперных традиций в «Фиделио») // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. — 2022. — Т. 12. — Вып. 1. — C. 205–223.
  26. Нагин Р. А. Оперное творчество М. И. Глинки в контексте западноевропейского музыкального театра XVIII — первой половины XIX веков»: автореф. диссертации канд. иск. — Москва: РАМ имени Гнесиных, 2011. — 26 с.
  27. Brzoska, Matthias Meyerbeer // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. In the 29-volume second edition / ed. by Stanley Sadie and John Tyrrell. — New York: Grove, 2001. — URL: http://intoclassics.net/news/2016-01-14-31751 (дата обращения: 28.06.2024).

 

Вам может также понравиться...