Восток и Запад в оперных нарративах ХХ века: от столкновений к зеркальным отражениям

Научная статья
УДК 782
DOI: 10.56620/2227-9997-2023-4-70-80

Юлия Петровна Медведева

Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки, Нижний Новгород, Россия,
jul-medvedeva@yandex.ru, https://orcid 0000-0003-0780-5584

Аннотация: Статья посвящена эволюции осмысления и претворения культуры Дальнего Востока в нарративах западных опер ХХ века. В качестве материала автор обращается к операм «Мадам Баттерфляй» и «Турандот» Джакомо Пуччини, «Река Керлью» Бенджамина Бриттена, «Ночь в китайской опере» Джудит Вейр.
Целостный взгляд на эволюцию восприятия и интерпретации Востока в опере ХХ века до сих пор не предпринимался. Оперы Пуччини и Бриттена не рассматривалась в аспекте нарратологии, «Ночь в китайской опере» Вейр практически не изучена.
В статье прослеживается путь трансформации видения Китая и Японии в европейских оперных нарративах ХХ века — от противоборства миров к их взаимопроникновению и осо­знанию глубинного тождества. Выделяются два основных этапа эволюции восточной темы в ХХ столетии, грань между которыми была прочерчена событиями Второй мировой войны.
В оперных нарративах первого этапа отмечается связь с романтической традицией персонификации Запада и Востока как мужского и женского начал с неизменной победой Запада.
В оперных нарративах второго, поворотного, этапа демонстрируется исчезновение конфликта между Востоком и Западом. Инструментами диалога культур у Бриттена и Вейр становится отражение сюжетов одной культуры в нарративе другой, а также сопоставление театральных систем: европейской и дальневосточной.

Ключевые слова: нарратив в опере, Восток в опере, опера ХХ века, «Мадам Баттерфляй», «Турандот», «Река Керлью», «Ночь в китайской опере», Пуччини, Бриттен, Вейр

Для цитирования: Медведева Ю. П. Восток и Запад в оперных нарративах ХХ века: от столкновений к зеркальным отражениям // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2023. № 4. С. 70–80. DOI: 10.56620/2227-9997-2023-4-70-80

Список источников

Левашева О. Е. Пуччини и его современники. — Москва: Советский композитор, 1980. — 527 с.
Саид Э. В. Ориентализм: Западные концепции Востока / пер. с англ. А. В. Говорунова. — СПб: Русский мiръ, 2006. — 637 с.
Бенедикт Р. Хризантема и меч. Модели японской культуры / пер. с англ. Н. М. Селиверстова под ред. А. В. Говорунова. — Москва: Российская политическая энциклопедия, 2004. — 256 с.
Ishii Mikiko. The Weeping Mothers in Sumidagawa, Curlew River, and Medieval European Religious Plays // Comparative Drama. — Vol. 39. — No. 3, 4. — 2005. P. — 287–305. DOI:10.1353/cdr.2005.0025
Бенджамин Бриттен Опера-притча «Река Керлью» 9 декабря 2019. Англиканская церковь св. Андрея // Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского: Концертная жизнь. — URL: https://www.mosconsv.ru/ru/event_p.aspx?id=164077 (дата обращения:12.09.2023).
Бриттен Б. Предисловие к опере «Река Керлью». Либретто / пер. с англ. А. Инфантьевой, Л. Малышевой. — URL: https://classic-online.ru/uploads/000_notes/9400/9364.pdf (дата обращения: 03.08.2022).
Агратин А. Е. «Встроенные нарративы» и повествовательная идентичность: к постановке проб­лемы (на материале прозы А. П. Чехова) // Narratorium. — 2017. — № 1 (10). — URL: https://narratorium.ru/2018/04/03/%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9-%D0%B5-%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0/ (дата обращения: 22.08.2023).
Пломер У. Река Керлью. Либретто / пер. с англ. А. Инфантьевой, Л. Малышевой. — URL: https://classic-online.ru/uploads/000_notes/9400/9364.pdf (дата обращения: 03.08.2023).
Albright, D. The River That Flows from Japan to England: “Curlew River”. Journal of Irish Studies. — Vol. 21. — 2006. — P. 3–13.
Ковнацкая Л. Г. Триптих Бенджамина Бриттена — притчи для исполнения в церкви: Буклет к исполнению. — СПб, 2013. — 8 с.
Анарина Н. Г. Японский театр но. — Москва: Наука, 1984. — 213 с.
Weir J. «A Night at the Chinese Opera»: Reviews // Wise Music Classical — URL: https://www.wisemusicclassical.com/work/2748/A-Night-at-the-Chinese-Opera—Judith-Weir/ (дата обращения: 19.08.2023).
Weir J. A Note on a «Chinese Opera» // The Musical Times. — Vol. 128. — No. 1733 (Jul., 1987). — P. 373–375.
Медведева, Ю. П. Галерея зеркал: «Ночь в китайской опере» Джудит Вейр и ее текстомузыкальные прообразы // Проблемы музыкальной науки. — 2021. — № 3 (44). — С. 28–38. — DOI: 10.17674/1997-0854.2021.3.029-039
Зенкин К. В., Лесовиченко, А. М. Музыкальное искусство Евразии как предмет научного исследования // Музыкальное искусство Евразии. Традиции и современность. — 2020. — № 1. — С. 14–17. — DOI: 10.26176/MAETAM.2020.60.10.001
Байдаров Е. У. Проблемы дихотомии «Запад — Восток», «Восток — Запад» в глобалистике // Интелрос — Интеллектуальная Россия: Credo new. Теоретический журнал. — 2007. — № 4. — URL: http://www.intelros.ru/2007/11/26/problemy_dikhotomii_zapadvostok_vostokzapad_v_globalistike.
html (дата обращения: 15.08.2023).
Юнусова В. Н. Взаимодействие культур как предпосылка формирования музыкально-культурного пространства Евразии // Музыкальное искусство Евразии. Традиции и современность. — 2020. — № 1. — С. 20–27. — DOI: 10.26176/MAETAM.2020.50.72.001
Борисеева Е. А. Роман инициации: проблема жанровой атрибуции // Веснік БДУ. Серыя 4: Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. — 2014. — № 1. — С. 20–23.

 

Читайте также: